Известно, что телефонные мошенники давно используют номера сотовых
телефонов физических лиц с целью заработать. Однако в период
экономического кризиса преступники становятся изощреннее, а факты
мошенничества встречаются чаще. Две недели назад в Челябинске появилась
новая форма мошенничества. Которую наверняка жулье скоро использует и в
Украине.
В Челябинске появился новый вид телефонного
мошенничества. На этот раз преступники выбрали в качестве жертв местных
рестораторов. Нарушители звонят в службу доставки, представляются
сотрудниками прокуратуры и делают внушительный заказ. После того как
менеджер заведения поверит, что на проводе желанный и дорогой клиент,
заказчик просит по пути положить на определенный телефон крупную сумму
денег. В результате на месте доставки клиента не
оказывается, а телефонные номера больше не отвечают. В челябинской
прокуратуре заявили, что мошенники, прикрывающиеся надзорным органом,
активизировались полторы недели назад. В настоящее время возбуждено
одно уголовное дело. В ловушку преступников попали сотрудники
«Кафе-столовой №1» (находится в администрации Челябинска). Факт
подложных звонков из прокуратуры зафиксировали и другие участники
рынка, среди которых ресторан «Базилио».
Известно, что
телефонные мошенники давно используют номера сотовых телефонов
физических лиц с целью заработать. Однако в период экономического
кризиса преступники становятся изощреннее, а факты мошенничества
встречаются чаще. Две недели назад в Челябинске появилась новая форма
мошенничества. Теперь в поле зрения преступников попали рестораны,
которые осуществляют доставку еды.
Схема мошенничества проста и
правдоподобна. В службу доставки звонит мужчина, представляясь
работником прокуратуры. Он делает крупный заказ, объясняя, что
необходимо устроить прием для комиссии из Москвы. После этого
«сотрудник прокуратуры» перезванивает и просит курьера взять с собой
деньги, чтобы купить алкогольные напитки в магазине. Заказ уточняет
несколько раз, чтобы в заведении были уверены в правдоподобности
происходящего и надежности клиента. Затем мошенники просят курьера
вернуться в магазин и положить деньги на телефон.
По словам
участников рынка, мошенники начинали с заведений фаст-фуда и ресторанов
экономкласса. Затем они переключились на более дорогие заведения. Так,
28 июня подобный звонок раздался в ресторане «Базилио». Один из
сотрудников заведения передал почти дословный диалог мошенника со
службой доставки:
– Добрый день. Прокуратура города Челябинска, представьтесь, пожалуйста.
– Добрый день! Официант... (называет имя).
– Вы можете принимать компетентные решения?
– Смотря какие. Я вас внимательно слушаю.
–
У нас приезжает комиссия из Москвы. Восемь человек... Вы нам можете
организовать закуски, салаты с доставкой, все, чтобы по высшему уровню,
самое лучшее, комиссия все-таки? А на месте мы уже расплатимся и
отблагодарим.
– Да, конечно. Ваши координаты?
Мужчина
называет фамилию, имя, отчество, телефон, адрес прокуратуры. Говорит,
что, когда курьер подъедет, нужно позвонить, и секретарь встретит.
Далее мошенник уточняет, есть ли в заведении армянский коньяк и конфеты
в коробке. В «Базилио» их не оказывается, о чем сотрудник ресторана и
сообщает заказчику.
Через некоторое время «представитель
прокуратуры» вновь перезванивает: «Можете ли вы по дороге заехать в
магазин и купить две бутылки коньяка?» Получив согласие и уточнив, что
на человека в ресторане можно рассчитывать, заказчик благодарит
сотрудника ресторана и еще раз напоминает, что, когда курьер из
«Базилио» приедет, ему отдадут деньги и отблагодарят.
Затем
следует еще несколько звонков. Аферист спрашивает сумму счета, говорит,
сколько денег планируется дать курьеру. Для правдоподобия на заднем
фоне ведутся беседы с секретарем, уточняются нюансы заказа. Чтобы
выяснить ассортимент коньяка в магазине, мужчина просит дать номер
мобильного телефона курьера.
Получив его, аферисты звонят этому
человеку и, спросив его о коньяке, попутно просят положить деньги на
три телефонных номера – несколько тысяч рублей. Сотрудники «Базилио»
сначала соглашаются, но чуть позже перезванивают заказчику со словами,
что терминал не работает, поэтому были куплены карты экспресс-оплаты.
На другом конце провода выбор одобряют, однако через мгновение телефон
отключается... Стоит ли говорить, что никаких заказчиков в результате в
прокуратуре не оказывается.
«Кафе-столовой №1», которое
находится в здании администрации Челябинска, повезло меньше. Их
попросили пополнить счета двух абонентов сети МТС – каждый на 4000
рублей, и курьер это сделал. Однако, когда он подъехал к месту
доставки, а именно – к городской прокуратуре, телефоны «заказчиков»
были выключены. Сотрудники охраны рассказали, что за день к прокуратуре
подъезжали люди из пяти заведений общепита.
Вернуть потраченные
на липовый заказ деньги кафе-столовой, находящейся в горадминистрации,
пока не удалось. «Мы обратились в офис МТС с просьбой отозвать деньги,
однако там нам отказали, – говорит управляющая «Кафе-столовой №1» Яна
Масалова. – Из районного отделения милиции также последовал отказ». По
словам собеседника сайта, тот же ответ поступил и из органов
прокуратуры.
Однако в городской прокуратуре заявили, что
занимаются расследованием. Оказывается, с подобными заявлениями сюда
обратилось сразу несколько рестораторов. Правда, кто еще из участников
рынка общепита испытал на себе противоправные действия телефонных
аферистов, в надзорном органе уточнять не стали. «В настоящее время
возбуждено уголовное дело, – пояснил прокурор Челябинска Сергей
Лежников. – Хочу отметить, что банкеты мы здесь не устраиваем, а счета
мобильных телефонов оплачиваем сами».
Участники челябинского
рынка общепита заявили, что подобные случаи происходили и раньше, но не
с такой частотой. «У нас такой звонок был год назад, но, как только
клиент попросил положить деньги на телефон, вопрос был закрыт», –
говорит управляющий пиццерией «Пиццамания» Алексей Носков. Неопытный
менеджер, по словам собеседника, может попасться на крючок и испугаться
самого слова «прокуратура».
Важно в этом случае понимать,
отмечает господин Носков, что к ресторанному бизнесу прокуратура не
имеет никакого отношения, если, конечно, в заведении не было какого-то
происшествия с причинением тяжкого вреда здоровью. «Это же не
Роспотребнадзор и даже не пожарная служба, – продолжает собеседник. –
Проблема в том, что многие сотрудники не знают, что делать в случае
проверок». Поэтому страх работников перед возможностью визита из
надзорных органов вполне предсказуем, считает представитель
ресторанного бизнеса.
Кроме того, господин Носков отмечает, что
помимо телефонного мошенничества в последнее время участились и случаи
мелкого хулиганства в ресторанах. Например, клиенты все чаще не хотят
платить по счету. «На днях двое молодых людей спрыгнули с балкона
нашего заведения на другую сторону улицы и попытались убежать, –
уточняет собеседник сайта. – Правда, охрана Торгового центра, которая
«присматривает» и за нами, задержала их, и счет был оплачен».
Распространение
в период кризиса получают и другие традиционные способы извлечения
выгоды: некоторые клиенты после того, как успели доесть заказанное
блюдо, «случайно» находят в нем посторонние предметы. После того как
инцидент исчерпан, такой клиент не уходит, а просит предоставить ему
либо скидку, либо какой-то подарок, в противном случае угрожает
заведению проверками со стороны различных ведомств.
На некоторые
хулиганства сотрудникам ресторанов приходится закрывать глаза и
оплачивать счет из своего кармана. Так, собеседник сайта приводит еще
один пример проявления клиентской «креативности». В заведение приходит
несколько молодых людей, которые заказывают алкогольные напитки и
дорогие коктейли.
У посетителей, разумеется, не спрашивают
паспорта с желанием уточнить возраст клиента, ведь в ресторан зашла
целая компания. В результате клиенты выходят не расплатившись под
предлогом покурить или просто подышать свежим воздухом. А за столом в
это время остается несовершеннолетний подросток. Если сотрудники
заведения обратятся в милицию, они подтвердят продажу алкогольных
напитков несовершеннолетнему лицу, а за это заведению грозят больше
штрафы – гораздо больше, чем неоплаченный счет.